Методическая копилка



Образовательная программа
«Туристы-экологи»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 13 – 14 лет.
Срок реализации программы: 2 года.


Пояснительная записка

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии даёт туризм.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.
Туристско-краеведческая деятельность является самым комплексным видом воспитания, так как воздействует одновременно на ум , тело и душу подрастающего поколения. А также способствует формированию более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников.
Настоящая образовательная программа направлена на формирование навыков самодеятельного туризма.
Цель занятий туризмом и краеведением состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся сформировать знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития нравственных и морально-волевых  качеств, приобщить их к регулярным тренировкам и закрепить эту привычку.

Задачи 1-го года обучения:
ü получение представления о топографии и ориентировании;
ü расширение знаний о личной гигиене, о влиянии естественных факторов среды на организм;
ü получение знаний о туристском снаряжении, правилах ТБ в походе, оказании доврачебной помощи при травмах;
ü овладение основами техники преодоления препятствий;
ü выработка привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
ü пополнение знаний о природе родного края, закрепления стереотипа бережного отношения к природе;
ü воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

            Задачи 2-го года обучения:
ü расширение знаний о топографии и спортивном ориентировании;
ü обогащение двигательного опыта;
ü формирование представлений о престижности разносторонней физической подготовленности;
ü получение представления о туристских ресурсах уральского региона и России;
ü закрепление потребности к регулярным туристским походам;
ü формирование адекватной самооценки.

Программа реализуется в два этапа. Первый этап (1-й год обучения) – формирование первоначальных знаний и практических умений и навыков для осуществления туристской деятельности. Второй этап (2-й год обучения) – расширение знаний и совершенствование практических навыков, освоенных на первом этапе.
Программа рассчитана на работу с детьми 13 - 14 лет (6 - 7 класс).

К концу первого этапа обучения дети должны быть готовы к трёхдневному походу в пригородную зону с двумя ночёвками в полевых условиях и радиальными выходами протяжённостью не более 10 км. Второй этап заканчивается многодневным пешим походом с автономным существованием в полевых условиях. Непосредственно в походе дети демонстрируют практические умения и навыки, освоенные на занятиях в течение учебного года. Теоретические знания проверяются в ходе бесед, викторин и творческих заданий как в период подготовки к походу, так и в самом походе. Уровень технической подготовленности определяется в ходе соревновательной деятельности.

Содержание образовательной программы

Личное и групповое туристское снаряжение.
 Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трёхдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи и др.
Практические занятия: укладка рюкзака, подгонка снаряжения, работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Топографическая и спортивная карты.
Значение топокарт для туристов. Масштаб. Масштабы топографических карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Определение координат точки на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической. Масштабы спортивной карты. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практические занятия: работа с картами различного масштаба, измерение расстояния на карте, копирование на кальку участка топографической карты.



Условные знаки.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Бергштрих. Отметки высот, уреза воды. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Практические занятия: изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа, топографические диктанты.

Ориентирование по горизонту, азимут.
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю, В, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений. Азимутальное кольцо. Определение азимута, его отличие от простого угла. Азимут истинный и магнитный. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия: построение на бумаге заданных азимутов, упражнения на глазомерную оценку азимутов, упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом.
Компас, типы компасов. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек.
Практические занятия: ориентирование карты по компасу, определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка), движение по азимуту.

Измерение расстояний.
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, как измерить средний шаг. Глазомерный способ измерения расстояний. Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия: измерение своего среднего шага, упражнения  на прохождение отрезков различной длины, измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой, оценка пройденных расстояний по затраченному времени, упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе.
Практические занятия: упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту и определению способов привязки, занятия по практическому прохождению мини-маршрута.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.
Суточное движение Солнца. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, к ближайшему жилью. Использование источников света в ночное время.
Практические занятия: упражнения по определению азимута в разное время дня, упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде, определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных способностей и достижения высоких спортивных результатов. Соблюдение гигиенических требований  в походе. Профилактика заболеваний.
Практические занятия: применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Походная медицинская аптечка.
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для ПВД и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, поражённому электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: способы обеззараживания питьевой воды, оказание первой помощи условно пострадавшему.

Приёмы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём на поперечных палках. Переноска вдвоём на шестах со штормовками, на носилках-плетёнках из верёвок, на шесте. Изготовление носилок из шестов. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: изготовление носилок, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). выбор места для привала и ночлега. Основные требования к месту привала и ночлега. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.
Практические занятия: определение мест, пригодных для привалов и ночлегов, развёртывание и свёртывание лагеря, разжигание костра.

Питание в туристском походе.
Значение правильного питания в походе. Организация питания в однодневном и 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Практические занятия: составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода, фасовка и упаковка продуктов, приготовление пищи на костре.

Туристские должности в группе.
Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчёт о походе, культорг. Временные должности: дежурные по кухне, дублёры по постоянным должностям.
Практические занятия: выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

Правила движения в походе.
Порядок движения группы на маршруте. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересечённой местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия: отработка движения колонной, соблюдение режима движения, отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).

Техника безопасности при проведении туристских походов.
Дисциплина в походе – основа безопасности. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия: отработка техники преодоления естественных препятствий.

Краеведение.
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Культура края, перспектива его развития. История Челябинска. Туристские ресурсы Челябинской области. Экология Уральского региона.
Практические занятия: знакомство с картой Челябинска и области, «путешествия» по карте, краеведческие викторины, прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.

Общая физическая подготовка.
Требования к физической подготовке, её место и значение в повышении функциональных возможностей организма. Характеристика средств физической подготовки.
Практические занятия: упражнения для различных мышечных групп, упражнения с сопротивлением и отягощением, подвижные и спортивные игры, лыжный спорт, плавание, упражнения для развития основных двигательных способностей.

Туристские слёты и соревнования.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовленности участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов и соревнований.
Практические занятия: участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района в качестве участников.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:
- технику безопасности и правила поведения на занятиях, в походе и на соревнованиях;
- состав личного и группового снаряжения;
- знаки и обозначения на туристских картах;
- способы ориентирования, действия при потере ориентировки;
- правила личной гигиены;
- состав походной аптечки;
- основные приёмы оказания первой доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего;
- рекомендации по упаковке и переноске в рюкзаке продуктов питания;
- правила передвижения в походных условиях;
- правила бережного отношения к природным ресурсам.


Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с групповым снаряжением и бережно относиться к личному снаряжению;
- использовать топографическую карту для ориентирования на местности;
- ориентироваться по карте и местным предметам;
- соблюдать гигиенические требования в походных условиях;
- обустраивать места стоянок;
- готовить пищу на костре;
- выполнять обязанности по должностям в период подготовки и проведения похода;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия на маршруте;
- выполнять физические упражнения, способствующие развитию основных двигательных способностей.


ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
 «ЮНЫЙ ЛЫЖНИК»

Направление развития личности – спортивно-оздоровительное
Вид внеурочной деятельности – спортивно-оздоровительная
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов
 Срок реализации 4 года


Пояснительная записка
Программа по внеклассной работе составлена на основе комплексной про­граммы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2006. - 8-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 кл), занятия один раз в неделю.
         Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий.Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Основой занятий является развитие физических качеств человека-быстрота,  ловкость,  сила,  гибкость,  выносливость.Занятия общедоступны благодаря разнообразию видов,.огромному количеству легко дозируемых упражнений,которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.Одним из основополагающих условий,обеспечивающих здоровье,является рациональная двигательная активность.Двигательные действия-это мощные факторы,повышающие адаптационные возможности организма,расширяющие функциональные резервы.
Целью программы является содействие всестороннему развитию личности посредством лыжной подготовки школьника.
         В соответствии с этим,  программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
  • вызвать у учащихся начальной школы интерес к занятиям, позволив ощутить красоту и радость движения;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точность воспроизведения и дифференци­рования  пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб­кости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,  влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
·        выработку представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники  безопасности во время занятий;
·        приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,научить основам техники передвижения на лыжах;
  • использование их в свободное время на основе формирование интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости,  смелости вовремя выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
 Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
  •  формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
  • эмоционально- стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;
  • занимательность процесса обучения;
  • расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
  • высокий уровень культуры движений учителя;
  • целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№п/п
Раздел программы
Тема занятия
Кол-во часов
1 четверть- 9 часов
1
Легкоатлетические упражнения и подвижные игры

9 часов


Открываем дверь в сказку Здоровья
1


Космонавты
1


Правильная осанка
1


Двигательный режим учащегося. Челночный бег с переносом кубиков.
1


Путешествие в город «Угадай-ка»
1


Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
1


Многоскоки.
1


Правила выполнения дыхательных упражнений
1


Метание
1
2 четверть- 7 часов
2
 Подвижные игры и лыжная подготовка

7 часов


Кроссовая подготовка .ОРУ.
1


Иммитация лыжных ходов.
1


Подвижные игры.
1


ОРУво время лыжной подготовки.Эстафеты
3


Инструктаж по ТБ.Подбор лыжного инвентаря.
1
3 четверть- 9 часов
3
Лыжная подготовка

9 часов


Надевание и переноска лыж.
1


.Ступающий шаг.Повороты на месте.Скользящий шаг.
3


Попеременный двухшажный ход.Прохождение дистанции.
2


Передвижение на лыжах. Одновременный бесшажный ход.
1


Подъем ступающим шагом.Спуск в основной стойке.
1


Игры на лыжах.
1
4 четверть- 8 часов
4
Легкоатлетические упражнения и подвижные игры
8 часов


Весенние развлечения
1


Поход по родному краю
1


Метание
1


Упражнения в равновесии
1


Упражнения в равновесии
1


Общеразвивающие упражнения
1


Наш друг режим
1


Подвижные игры по выбору учащихся
1


Спортивный праздник «Физкульт-ура!»
1
Итого за год
33 часа

2 класс
№п/п
Раздел программы
Тема занятия
Количество часов
1 четверть- 9 часов
1
Легкоатлетические упражнения и подвижные игры

9 часов


Здоровый образ жизни младшего школьника.Кроссовая подготовка.
1


Правильная осанка.Подвижные игры.
1


Закаливание организма.Эстафеты
1


Разновидности ходьбы и бега.
1


Бег и прыжки с преодолением препятствий.
1


Метание на дальность.Эстафеты.
1


Кросс на выносливость.
1


Иммитация лыжных ходов.
1


Подвижные игры.Кросс.
1
2 четверть- 7 часов
2
Подвижные игры и лыжная подготовка

7 часов


«Пятнашки».Специальные беговые упражнения.Иммитация лыжных ходов.
2


«К своим флажкам».Кросс.ОРУ.
1


«Два Мороза».Кроссовая подготовка.ОРУ во время лыжной подготовки.
2


.Спринтерский бег.Игры.
1


Подбор лыжного инвентаря.
1
3 четверть- 10 часов
3
Лыжная подготовка

10 часов


Скользящий шаг. .Поворот переступанием на месте.
2


Подъем» лесенкой»  наискось.
1


Спуск в основной стойке.Одновременный бесшажный ход.
1


Игры на лыжах.Попеременный двухшажный ход.
3


 .Подъем»лесенкой»наискось,спуск в основной стойке.   «»

1


Попеременный двухшажный ход.Повороты на месте.
1


Попеременный двухшажный ход.Прохождение дистанции.
1
4 четверть- 8 часов
4
Легкоатлетические упражнения и подвижные игры

8 часов


Упражнения в равновесии
1


Преодоление полосы препятствий
1


Соревнования и эстафеты
1


Веселое многоборье
1


На водоеме летом.
1


Прыжки
1


Подвижные игры по выбору учащихся
1


Эстафета «вызов номеров».
1



Итого за год

34 часа

3 класс
№п/п
Раздел программы
Тема занятия
Кол-во часов
1 четверть - 9 часов
1
Легкая атлетика

4 часа


Разновидности ходьбы и бега..
1


Пальчиковая гимнастика.Эстафеты.
1


Физические качества.Бег и прыжки.
1


Закаливание солнечными ваннами.Метание на дальность.
1
2
Подвижные игры.
Лыжная подготовка.

5 часов


Иммитация лыжных ходов.ОРУ.
1


Игры с мячами.Кроссовая подготовка.
1


Утренняя гигиеническая гимнастика
1


Режим дня. Упражнения на релаксацию.Специальные беговые упражнения.
1


Здоровое питание.Иммитация лыжных ходов.Кросс.ОРУ.

1
2 четверть - 7 часов
3
Подвижные игры.Лыжная подготовка.

7 часов


«Пятнашки».Кросс2000м. ОРУ.
1


Ходьба и бег. «Белые медведи».
1


Личная гигиена.Бег на выносливость.
1


Оказание первой медицинской помощи.Иммитация лыжных ходов.
1


Закаливающие процедуры. ОРУ на освоение лыжных ходов.
1


Подбор лыжного инвентаря.Подвижные игры.
1


Скользящий шаг с палками.
1
3 четверть - 10 часов
4
Лыжная подготовка

10 часов


Поворот переступанием на месте.
1


Попеременный двухшажный ход.
1


Игры на лыжах.
1


Непрерывное передвижение 1км.
1


Подъем «лесенкой».
1


Спуск в основной стойке.
1


Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный ход.
1


Попеременный двухшажный ход.Повороты на месте.
1


Прохождение дистанции 2 км.Одновременный двухшажный ход.
1


Непрерывное передвижение 3 км.
1
4 четверть - 8 часов
5
Подвижные игры .

5 часов


Дыхательные упражнения. «Снайперы».
1


«Овладей мячом».
1


Режим труда и отдыха. «Подвижная цель»
1


«Мяч в корзину».
1


«Встречная эстафета».
1
6
Легкая атлетика

3 часа


Личная гигиена.Разновидности ходьбы и бега.
1


Правильная спортивная одежда и обувь.Бег с ускорением.
1


Метание на дальность и в цель.
1



Итого за год 

34 часа
4 класс
№п/п
Раздел программы
Тема занятия
Количество часов
1 четверть- 9 часов
1
Легкая атлетика

4 часа


История физической культуры.Разновидности ходьбы и бега.
1


Первые Олимпийские Игры.Эстафеты.
1


Олимпийские игры современности
«Сочи - 2014».Бег с ускорением.
1


Метание на дальность.
1
2
Подвижные игры .Лыжная подготовка.

5 часов


«Белые медведи».Иммитация лыжных ходов.
1


«Борьба за мяч».Кросс.ОРУ.
1


«Перестрелка».Иммитация лыжных ходов.
1


«Подвижная цель».Кросс2000м.
1


«Охотники и утки».Иммитация лыжных ходов.
1
2 четверть- 7 часов
3
Лыжная подготовка
7 часов


Бег на выносливость.Силовая нагрузка для ног.
1


Физические качества.Кросс1500м.
1


Режим дня.Специальные беговые упражнения.
1


Личная гигиена.Кроссовая подготовка.ОРУ.
1


Занятие спортом – путь к здоровью.Упражнения на равновесие.
1


Подбор лыжного инвентаря.Попеременный двухшажный ход.
1


Попеременный двухшажный ход.Повороты на месте.
1
3 четверть- 10 часов
4
Лыжная подготовка

10 часов


Прохождение дистанции2км.Подъемы,спуски.
1


Попеременный двухшажный ход.Повороты на месте.
1


Попеременный двухшажный ход.Прохождение дистанции 2км.
1


Подъем «елочкой». Спуск в низкой стойке.
1


Торможение «плугом».Прохождение дистанции 2,5 км.
1


Игры на лыжах.
1


Торможение упором.Попеременный двухшажый ход.Одновременный бесшажный ход.
1


Одновременный одношажный ход.Прохождение дистанции 2 км.
1


Одновременный двухшажный ход.Прохождение дистанции 2,5 км.
1


Спуск со склонов на лыжах.Эстафеты.
1
4 четверть- 8 часов
5
Подвижные игры

5 часов


Вредные привычки.»Удочка».
1


Нарушение осанки. «Белые медведи».
1


Формирование здорового образа жизни. «Борьба за мяч».
1


Роль физической культуры и спорта
в профилактике заболеваний. «Перестрелка».
1


Организация двигательного режима
в течение дня. «Охотники и утки».
1
6
Легкая атлетика

3 часа


Разновидности ходьбы и бега.
1


Метание в цель и на дальность.
1


Челночный бег.Встречная эстафета.
1



Итого

34 часа


Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе

Программа курса  "Игра в волейбол"

(для учащихся 5 – 6 классов)


                                                               Пояснительная записка
     Программа кружка по спортивным играм (волейбол) направлена на организацию работы в 5-6 классах (возраст 12-14лет). Она предусматривает проведение теоретических и практических тренировочных занятий, участие в соревнованиях.
          Работа спортивной секций предусматривает содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья учащихся, изучение, закрепление, совершенствование основных элементов техники и тактики игры в волейбол, привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Одновременно  с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств личности учащихся, умение взаимодействовать и понимать друг друга в группе.
     Основные показатели работы спортивного кружка – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в физической, технической, теоретической подготовленности.
    Волейбол является  наиболее доступным, следовательно массовым средством физического воспитания и укрепления здоровья. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, в том числе и у школьников.  
 Реализация программы рассчитана на 1 год , изучаемый курс  68 часов при проведении занятий  2 раза в неделю по 1 часу .
Цель программы: 
Формирование физической культуры занимающихся и здорового образа жизни через занятия волейбол.                                  
Задачи:             
• расширять двигательный опыт за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
• совершенствовать функциональные возможности организма;
• формировать позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия;
• формировать умения в организации и судействе спортивной игры »волейбол» 

                                         Учебно - тематический план.
№ п/п
Темы
Количество занятий
1
Основы знаний
2

Понятие о технике и тактике игры.
В процессе занятии

Правила игры в волейбол
В процессе занятии
11
Технические и тактически приемы.


Подачи
12

Передачи
12

Нападающий удар
8

Блокирование
8

Комбинированные упражнения
12

Учебно-тренировочные игры
12

Судейство игр
2

Итого:
68
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ занятия
Содержание
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2
Бег в макс. темпе на отрезки 10-20 м, бег «ёлочкой». Передачи с изменением расстояния, траектории и направления.
3
Бег с изменением скорости. Передачи в сочетании с умением вести наблюдение.
4
Бег с изменением направления. Бег по сигналам. Передачи назад за голову. Передачи в прыжке.
5
Соревнования в беге на короткие отрезки. Передачи в тройках. Передачи в колоннах через сетку.
6
Передвижения шагом, бегом, двойным шагом, скачком, после остановок, приставным шагом. Серийные приёмы мяча над собой.
7
Броски набивного мяча двумя руками. Приёмы мяча наброшенного партнёром. Приём мяча от нижней прямой подачи.
8
В парах работа с сопротивлением. Чередование передач и приёма мяча. Приём мяча над собой.
9
Передвижения по площадке, у сетки. Приём мяча, отскочившего от сетки, то же, но с передвижением.
10
Кувырки вперед, назад. То же, но после передвижения. Имитация приема мяча снизу одной рукой в падении назад перекатом.
11
Передвижение по кругу. Падение вперед на согнутые руки. Падение со скольжением на груди – животе. 
12
Попеременная пружинистая работа руками. Махи руками. Подачи в стену на расстоянии 6-7 м.
13
Броски набивного мяча одной рукой. Подача с изменением направления полета мяча.
14
Толчки набивного мяча из и.п. одной рукой. Подача с изменением траектории полета мяча.
15
Броски набивного мяча через сетку на точность. Укороченные, удлиненные подачи.
16
Упражнения с амортизатором. Подачи на точность по зонам площадки.
17
Подготовительные 3x3 с использованием подач, передач и отбиванием мяча.
18
Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке толчком двумя ногами с разбега в один – два шага. Имитация прямого атакующего удара.
19
Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Многократные удары по мячу у стены. То же, но с партнером.
20
Выпрыгивание вверх из приседа, серийные прыжки в длину, выпрыгивание с отягощениями. Удары в прыжке с места по мячу.
21
Броски набивного мяча двумя руками сверху из-за головы. Атакующие удары через сетку по мячу, наброшенного партнером.
22
Броски резиновых мячей в цель в прыжке после разбега вне сетки и через сетку. Удары через сетку с собственного набрасывания мяча.
23
Упражнения на шведской стенке. Атакующие удары по ходу из зоны 4 с передач игрока из зоны 3.
24
Приседания со штангой (вес 70 % веса тела). Чередование ускоренных атакующих ударов с медленным (обманными).
25
Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке. Атакующие удары по ходу из зоны 2 с передач игрока из зоны 3.
26
Серийные выпрыгивания на тумбу высотой 40-50 см. Атакующие удары из зон 4,3,2 с передач игрока из зоны 3.
27
Атакующие удары с передач, удаленных от сетки. Атакующие удары с передач из глубины площадки.
28
Подготовительная игра 3x3,4x4.
29
Серийные прыжки с места толчком двумя с последующим доставанием руками подвешенных предметов; то же, но после передвижения в стороны. Имитация блокирования в прыжке с места и после передвижения.
30
Прыжки у сетки с переносом рук в парах. Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов в зонах 4,3,2 в определенном направлении.
31
Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов после передвижения.
32
Блокирование атакующих ударов разного темпа. Блокирование с различного расстояния от сетки.
33
Подготовительная игра 3x3, 4x4. Акцентирование на атакующий удар и блокирование. 
34
Упражнения, которые выполняются по сигналам. Выбор места для приема атакующего удара, выбор места для приема подач.
35
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером. Определение направления и траектории полета мяча при передачах, подачах и атакующих ударах.
36
Броски набивного мяча через сетку одной рукой, двумя руками в ответ на обусловленные сигналы. Действия связующего игрока. Выбор места блокирующим.
37
Атакующие удары через низкорослых блокирующих; чередование атакующих ударов и скидок; смена направления атакующих ударов в зависимости от действия защитников.
38
Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3, 4. Двусторонняя игра.
39
Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3, 4. Передача мяча связующим на укороченное расстояние. Двусторонняя игра.
40
Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3, 4. Передача мяча связующим по низкой траектории. Двусторонняя игра.
41
Отработка взаимодействия принимающего и связующего игрока. Двусторонняя игра.
42
Имитация отвлекающего удара игроками зон 3 и 2. варьирование длинны передачи связующим по договорённости. Двусторонняя игра.
43
Отработка взаимодействия игроков зон 4, 5, 6 игроками зон 2 и 4. приём подачи.
44
Отработка взаимодействия игроков при передаче нападающему, находящемуся впереди связующего. Двусторонняя игра.
45
Отработка действия игроков при передаче мяча нападающему, находящемуся сзади связующего. Двусторонняя игра.
46
Отработка действии связующего. Равномерное распределение передач нападающим. Двусторонняя игра.
47
Передачи нападающим, находящимся против слабого блокирующего игрока. . Двусторонняя игра.
48
Изменения направления передач в зависимости от качества приёма мяча и тактического плана игры. Двусторонняя игра.
49
Отработка взаимодействия игроков для выполнения имитирующего атакующего удара и скидки. Двусторонняя игра.
50
Чередование способов атакующих ударов игроками зон 2,3,4 со скидкой. Двусторонняя игра.
51
Организация взаимодействия игроков зон 4,5,6. Приём подач с последующим их направлением связующему игроку. Двусторонняя игра.
52
Взаимодействия игроков при полном выключении из приёма определённого игрока
53
Взаимодействие игроков при атаке. Организация страховки атакующих.
54
Страховка игроков, выполняющих блокирование, уступом вперёд или назад.
55
Организация страховки при атаке, расположение игроков команды.
56
Отработка выхода связующего игрока к сетке из разных игровых ситуации.
57
Организация и отработка взаимодействия игроков нападения при постановке двойного блока.
58
Организация и взаимодействие игроков при постановке одинарного блока.
59
Взаимодействие игроков команды для развития атаки, в зависимости от различных игровых комбинации.
60
Групповые взаимодействия игроков в нападении защите, в зависимости от игровых ситуаций.
61
Двусторонняя игра. Разбор игровых ситуаций.
62
Двусторонняя игра. Разбор ошибок и игровых ситуаций.
63
Двусторонняя игра. Контроль за действиями игроков при выполнении различных игровых комбинаций.
64
Двусторонняя игра. Организация игровой дисциплины.
65
Двусторонняя игра. Контроль за действиями игроков, необходимых для успешного ведения игры.
66
Двусторонняя игра. Контроль за «применяемостью» технико-тактического арсенала в игровой деятельности.
67
Двусторонняя игра.
68
Двусторонняя игра.


Ожидаемые результаты.
     Учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать  правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.  

Методическая литература
1. А.П. Матвеев.  «Программы   общеобразовательных   учреждений   «Физическая
    культура» 5-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 г.
2. В.И. Лях, А.А. Зданевич. «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа   1-11 классы» - М: «Просвещение»,  2008 г.
3. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин. «Программа Физическая культура»- М: Просвещение», 2012 г.





Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Уместно вспомнить в этой связи слова А.С. Макаренко: «Семья составляет органическую часть общества, и всякая ее попытка построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приводит к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности».
В современной науке нет единого определения понятия «Семья».
Согласно определению Н.Я. Соловьева « Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками , живущими вместе и ведущие общее хозяйство»

По определению А.Г. Харчева: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы , члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, «Семья – воспитательная колыбель человека». Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. По мнению И.В. Гребенникова выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
1) Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального аспекта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда способностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитанием, особенно в первые годы жизни человека.
2) Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей .
3) Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждение их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. 
Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Ученые, занимающиеся проблемами семьи, семейного воспитания считают, что полноценное, «качественное» воспитание зависит от типа семьи, ее структуры, материальной обеспеченности, места проживания, психологического микроклимата, традиций и обычаев, уровня культуры и образованности родителей и многого другого. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.
Преобладающим типом является нуклеарная семья, состоящая преимущественно из двух поколений - супругов и детей – до вступления в брак последних. Распространены семьи, состоящие из трех поколений, включающие родителей с детьми и бабушек и дедушек последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер из-за отсутствия жилья. В последние десятилетия увеличилось число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских .
В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей развития ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, ухудшением состояния здоровья населения. Остались в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных, никотиновых пристрастий. 
В дружных семьях не смолкают оживленные разговоры, домочадцы испытывают желание делиться друг с другом мыслями, планами. Первое, что выдает семью неблагополучную - это гнетущее, натянутое молчание. Здесь не о чем разговаривать, не хочется лишний раз обращаться друг к другу. Бывает и так: семья вроде не хуже других, но беседовать в ней не принято. Супруги перекидываются между собой двумя-тремя фразами по хозяйству, выдают ребенку несколько указаний: «иди ужинать», «делай уроки» - и погружаются каждый в свои дела. 
Дефицит человеческого тепла, душевной близости в семье рано или поздно приводит к отчуждению, а то и к распаду брака. Чтобы этого не случилось, вспомните замечательную традицию семейных «посиделок». Кому, как не жене, хранительнице семейного очага, стать ее инициатором? Чашка чая располагает к неспешной задушевной беседе. Чтобы кто-то из домочадцев захотел поделиться сокровенным, он должен быть уверен, что его внимательно выслушают, постараются понять. Быть может именно в эти минуты каждый из собравшихся за семейным столом чувствует себя по настоящему счастливым.
Не секрет, что сегодня общение в семье буквально зациклилось на материальном. С одной стороны это можно понять. Жизнь семьи очень трудна, и речь порой идет о выживании. Но с другой стороны дело в том, что подобные разговоры ведутся большей частью в семьях, где имеется немалый достаток. А рядом дети, они дышат тем же воздухом, черпают образцы для подражания, как правило, из взрослых разговоров, поступков, стиля той жизни, которую наблюдают в семье.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. 
Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где зачастую ребенку уделяют чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки и вседозволенности. 
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой.
Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. 
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей. Ребенок воспринимает мир притягательным или угрожающим. 
«Каким будет наш ребенок?» - этот вопрос по-особому волнует молодых родителей, ожидающих ребенка. Кто будет: мальчик или девочка? Здоровым ли родится ребенок? Какой у него будет цвет волос, какие глаза? И , конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребенок был красивым, особенно, если родится девочка. Ожидание ребенка одновременно выдвигает перед родителями и многие проблемы, так как каким быть ребенку зависит главным образом от воспитания.
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом – вот что играет определенную роль в воспитании. Характер человека образуется «в потоке мира» (по выражению Гете), т.е. на протяжении всей жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские годы в семье. И все-таки для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью его мира. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Например, он с ранних лет начинает воспринимать как родители, бабушка с дедушкой, другие родственники и знакомые судят об общественно-политических событиях, о проблемах духовной жизни, бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей – в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это в первую очередь решают родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать – ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.
Атмосфера сердечной привязанности, чуткости, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, выступает в качестве первичной школы его социальных чувств, в том числе и таких, как чувство гуманизма, милосердия. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности», – подчеркивал В.А. Сухомлинский .
Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учебы, не представляется чем-то серьезным. Они не учитывают, что нормы общественного поведения вырабатываются именно в этой, не заслуживающей внимания сфере их жизни. Обычные семейные приготовления к празднику идут по линии наведения чистоты и приобретения всякой съедобной снеди. Давно установлено, что дети при этом только мешают. Их выпроваживают гулять или отсылают к бабушке. А ведь не менее важно, чем натереть полы и запасти положенное количество продуктов, подготовить к празднику детей. Обязательно надо сделать так, чтобы каждый праздник приобрел свое «лицо», свою тональность, свой смысл в глазах ребенка.
При духовном контакте и взаимной поддержке членов семьи домашний труд превращается в «моющее средство» нравственного воспитания. Уютный, ухоженный дом, отвечающий вкусам и представлениям их хозяев, хорошо организованный быт и режим жизни семьи – все это как нельзя лучше формирует спокойную доброжелательную атмосферу, способствует созданию психологического комфорта в семье. Чтобы вырастить детей рачительными, умелыми. заботливыми хозяевами своего дома, отцу и матери следует воспитывать в ребенке интерес, творческий подход к домашнему труду, доказывая, что любая домашняя работа предоставляет возможность проявить способности. Такой подход к домашнему труду наполняет быт семьи новым содержанием, превращая его сферу насыщенного духовного общения, сплачивает семейный коллектив .
И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.
В зависимости от всего этого школьник может по-разному воспринимать как смысл различных предъявляемых взрослым требованиям, так и смысл своих и чужих поступков. Самое главное, чтобы все требования были по отношению к ребенку справедливы. Быть справедливым по отношению к детям трудно: взрослый забыл специфику детского восприятия мира, часто не может понять причины поведения ребенка, потерял представление о детском мироощущении. Не следует скоропалительно принимать решение в ответ на содеянное ребенком. Самое общее правило – выяснить, как ребенок понимает суть дела. Тот не всегда может объяснить свои действия- взрослый должен помочь такому выяснению.
Взрослый осуждает ребенка за то, что он нанес обиду товарищу. Один ребенок переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был не справедлив, не смог сдержать себя, что оценка взрослым его поступка справедлива. Другой же только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны , главным образом, с чувством страха. А третий и вовсе считает, что его осуждают несправедливо, он обижен за себя.
Выходит, что взрослые, в общем, старались воздействовать на детей одинаково, а каждый ребенок воспринял это воздействие по-своему, вложил в ситуацию свой собственный смысл. Поэтому только в том случае, когда понимание ситуации взрослого и ребенка одинаковое, до ребенка дойдет, за что его осуждают и чего от него хотят. 
Несправедливость, допущенная по отношению к детям требует, как и в других случаях, чтобы взрослый немедленно извинился. Чтобы не допускать несправедливости по отношению к детям, рекомендуется не спешить с произнесением оценки или суждения в адрес ребенка. Чтобы быть справедливым, надо уметь размышлять и уметь любить детей. Двух этих качеств родителей достаточно, чтобы не нарушать принципа справедливости по отношению к детям.
Основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям – не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Это положение было выдвинуто К.Д. Ушинским. Он предлагал в оценке ребенка исходить из того, каким ребенок был «вчера» и каков он «сегодня».
У ребенка понимание ситуации иное, чем у взрослого. Самому ему трудно, почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этими знаниями, ребенок опирается на мнение и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках. Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним – и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» -желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком .
Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как и трудовое, эстетическое, требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
                             К.Д.Ушинский.
Современное общество ждет выпускников школ мыслящих, инициативных, с широким кругозором и прочными знаниями. Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, и это возможно только при реализации стратегической педагогической задачи – развития  познавательного интереса у учащегося. На наш взгляд проблема соответствия запросам общества, современным стратегиям обучения имеет особую актуальность в условиях общеобразовательной школы.
Что такое интерес. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо)[1.75]; проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн)[5.524];активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова)[3.112];специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев)[2.87]. Мы здесь видим, единой формулировки нет.На наш взгляд в условиях общеобразовательной школы наиболее подходит определение: интерес как избирательная направленность внимания человека и проявление его умственной и эмоциональной активности. И мы берем эти понятия как рабочий вариант.
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.Наличие большого количества исследований по проблеме развития познавательного интереса свидетельствует об её актуальности, но в то же время данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Поиски принципиально новых подходов к области образования предлагают реализацию важнейших положений в данном направлении. Внедрение научных идей в школьную практику успешно воплощается при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельное, подавать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и интересной для более сильных; включать всех учащихся в активную познавательную деятельность. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Важнейшим условием развития является проблема формирования познавательного интереса у детей в процессе обучения. Когда педагог ставит задачу для ребенка в более интересной форме.В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих познавательный интерес. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др.Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
Что объективно содержит в себе познавательный интерес?
    Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер,  выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. 
Исследованиями, посвященными познавательному интересу и познавательной потребности, занимались Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина. Непосредственно проблеме познавательного интереса посвящены исследования многих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова.Исследования, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса – Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Р.Д. Тригер, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина. Современные исследования проблем познавательного интереса – В.Н. Липник, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, Ф.К. Савина, Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося,  используя различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Но изобилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с чего начинать, какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового, как ориентироваться вогромном потоке педагогической информации, какие научные идеи использовать в практической деятельности?
Г.И. Щукина, занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и, в конечном счете, успешности обучения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).
Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс, связанный с ним состояния личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для развития одаренности каждого ребенка. Особенность интереса и в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательную активность учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса – всегда продуктивно для протекания деятельности, которая вызывает подъем сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и  задач, которые ставятся в процессе обучения. 
Исследуя данную проблему, А.К.Маркова[4.14] выделяет следующие уровни познавательного интереса:
1. Отсутствие интереса. На данном уровне интерес почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличноеили отрицательное отношение к решению любых учебных задач.
2. Реакция на новизну. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность.
3. Любопытство. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный.
4.Ситуативный учебный интерес. На данном уровне интерес проявляется к способу выполнения учебного задания, участия в ее решении.
5. Устойчивый познавательный интерес. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения целой системы заданий в пределах изучаемого материала.
6. Общественный познавательный интерес. Данный уровень характеризуется постоянным проявлением интереса и творческого отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования.
А.К. Маркова отмечает, что второй, третий и четвертый уровни познавательного интереса характерны для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания. Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимые им для будущей профессии.
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любопытством и любознательностью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний.
Сегодня формирование и развитие познавательных интересов – одна из задачобучения и воспитания всесторонне развитой личности. Следовательно,возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. Под его влиянием учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и  его творческое устремление.
Высокий уровень познавательного интереса также способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценные, доверительные отношения, которые обеспечивают благополучие учебного процесса. По нашему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, множество. К ним можно отнести и  ситуации, в которых ученик должен  практиковать свободный выбор знаний, создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий, защищать свое мнение, углубляться в процесс познания, выполнять задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы. Следовательно, учителю необходимо разнообразить деятельность, включать в процесс обучения элементы игры, вовлекать учащихся во внеклассную, проектную работу, создавать ситуации заинтересованности, целенаправленно формируя при этом активный познавательный интерес у учащихся.


Список использованной литературы

1. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание /Н. Ф. Добрынин.Проблемы деятельности в психологии. -1987.-137c.
2. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев.- М.: Политиздат, 1983.- 256c.
3. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 1969. - 264 с.
4. Маркова, А.К. 
Мотивация учения и ее воспитание у школьников. / А.К. Маркова -Москва: Издательство «Педагогика», 1983 -64с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии:/С. Л. Рубинштейн.СПб: Питер, 2001.-720 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий